Большинство экономистов подразделяют источники финансирования любого бизнеса на внутренние и внешние. Внутренними считаются чистая прибыль, амортизационные отчисления, доходы от аренды помещений и прочие потоки, которые положительно влияют на состояние бюджета предпринимателя. Однако, если бизнесмен находится только на начальном этапе своего развития, говорить о внутренних финансовых потоках нецелесообразно. Следует рассмотреть внешние источники финансирования, особенно в случае, когда собственных средств на развития организации недостаточно.
В первую очередь планируемый бизнес должен быть целесообразным! Никто наверняка не сможет утверждать, что образующееся предприятие со 100-процентной вероятностью обеспечит стабильное будущее руководителю. Поэтому перед тем, как искать внешние источники финансирования, следует подготовиться и составить бизнес-план. Это документ, который дает развернутое обоснование проекта и возможность адекватно оценить целесообразность планируемых мероприятий, то есть запуска в работу предприятия. Потому документ должен:
Содержание бизнес-плана обычно следующее:
Следует помнить, что наличие бизнес-плана — это помощь прежде всего предпринимателю, его уверенность в начинаниях.
Зачастую остановка в образовании бизнеса обуславливается нехваткой финансовых средств. На этом этапе предприниматель либо останавливается, либо находится в поисках внешних источников финансирования. К таковым относятся:
Рынок профильных услуг предложит предпринимателю:
Обращение в банк, как правило, сулит сбором документов — предоставлением бизнес-плана, регистрации в госорганах, полной финансовой отчетности. И да, как это парадоксально, большинство банков требуют «опыт» предприятия (наличие оборотных средств и полноценная деятельность в течение какого-то периода).
Кредит для бизнеса или микрокредит в МФО предоставляется на более демократичных условиях и обычно не требует длительных сборов документации. Средства в ограниченном количестве, но с вероятностью 95% и более, будут одобрены в короткие сроки. Некоторые микрокредиты переводят на личные источники предпринимателя.
Экономисты периодически пополняют список внешних источников финансирования. Поэтому рынок услуг, производства и торговли, стремительно развивается. Это помогает предпринимателям действовать в условиях “здоровой” конкуренции, имея адекватные пути финансовой поддержки.